Участники премии

Столичный стройкомплекс в авангарде ТИМ

С 1 июля 2024 года применение технологий информационного моделирования станет обязательным для всех застройщиков, работающих на территории Москвы. На сегодняшний день готовы к этим изменениям только 20% девелоперов, в основном это крупные компании, которые начали применять цифровые модели уже несколько лет назад. О том, как столичный стройкомплекс помогает остальным игрокам рынка, а также о том, какие общие правила и методики разрабатывает и тиражирует на остальные субъекты РФ, рассказывает Роман Гнездилов, начальник Управления цифровизации Департамента градостроительной политики Москвы.

Комплексное продвижение ТИМ

Компании-лидеры по внедрению ТИМ — это, прежде всего, такие крупные застройщики как ПИК, ГК Самолет, ФСК — начали применять цифровое моделирование еще до того, как этим вопросом озаботились в столичном правительстве. Но, безусловно, роль стройкомплекса в популяризации и продвижении информационных технологий сложно переоценить. Департаментом строительства и Департаментом градостроительной политики на постоянной основе проводятся образовательные и стратегические мероприятия, сессии, конференции. Стройкомплекс Москвы еще в 2017 году начал заниматься технологиями информационного моделирования, разбираться, как это можно применять, использовать, почему это должно приносить пользу и регулятору, и всем остальным участникам стройотрасли.
В 2019 году у нас была сформирована «Межведомственная рабочая группа по внедрению технологий информационного моделирования», и мы начали реализовывать пилотные проекты с ТИМ. Самые первые из них — многоквартирные дома по адресам: Открытое шоссе, 30 и Судостроительная, 15. Сразу скажу, что оба дома успешно построены, сданы в эксплуатацию и в данный момент находятся на стадии заселения.
Стройкомплекс Москвы и, в частности, мы — Департамент градостроительной политики — активно участвуем во всех рабочих группах и технических комиссиях, мы изучаем и актуализируем все документы. Мы систематизировали свою работу по трем ключевым направлениям:
  • Системная работа по координации ОИВ Москвы в части развития ТИМ на всех этапах ЖЦ ОКС (формирование методологии);
  • Организация взаимодействия между ОИВ и участниками инвестиционно-строительной деятельности в рамках перехода на применение ТИМ по 214-ФЗ с 1 июля 2024;
  • Работа по учебно-просветительской деятельности в части внедрения ТИМ.
Управляется вся эта работа посредством Межведомственной рабочей группы. В ее состав вошли все органы власти правительства Москвы, также в составе рабочей группы есть экспертное сообщество, которое состоит из проектировщиков, застройщиков, разработчиков и вендоров программного обеспечения, федеральных органов исполнительной власти и проектных офисов.
В этом году мы провели реорганизацию нашей рабочей группы и помимо ТИМ включили в нее цифровизацию строительных процессов в целом, так как ТИМ в первую очередь позволяют нам перейти на электронное взаимодействие участников строительства, а для этого надо четко определить регламенты, форматы документов, информационные системы, которые используются при реализации процессов. И, конечно, все это необходимо согласовать со всеми участниками, чтобы все работали по единым правилам.
Сейчас мы оперативно подключаем к этой работе отраслевое сообщество — НОТИМ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, которые активно предлагают свои проекты документов нам на рассмотрение. Вот недавно НОСТРОЙ просил нас поучаствовать в рассмотрении новой редакции ГОСТа по ведению исполнительной документации. Мы его рассмотрели, дали предложения, которые были коллегами учтены и сейчас он готовится к выходу.
Хочу пояснить, как строится наша работа в Москве. Все процессы или пилотные проекты проходят первичную апробацию, тестируются, выявляются результаты, дефекты, определяются данные и форматы этих данных или требования к их изменению или оптимизации. Ну и затем осуществляется внедрение этих процессов с отслеживанием эффекта. Если эффект положителен в достаточной степени, то эти процессы и эти изменения выносятся на федеральный уровень в Минстрой, а после одобрения Минстроем и тиражируются на другие регионы.
Хочется отметить, что Стройкомплекс Москвы, в частности Департамент градостроительной политики, Центр компетенции Департамента строительства принимают активное участие именно в тиражировании лучших практик, то есть активно помогают внедрять те изменения, которые выносятся Минстроем России, в регионах, обучать местных застройщиков, популяризировать ТИМ на местах.

Формирование методологии

Еще одно важное направление, которым мы занимаемся, это формирование свода правил применения ТИМ.
Обратите внимание, что уже сейчас на нашем многофункциональном портале СтроимПросто мы разместили страницу, где можно найти все документы по ТИМ, принятые Стройкомплексом. Там размещены как утвержденные документы, так и проекты документов, которые находятся в высокой стадии готовности. Мы планируем в дальнейшем размещать там и проекты документов на начальной стадии разработки для того, чтобы все участники могли их рассмотреть и высказать свои предложения, замечания, а мы бы могли их учесть. На этой странице можно ознакомиться с краткой информацией о документах, а также скачать полные версии, чтобы их использовать в своей работе.
Если говорить глобально, то наш подход строится на трех видах документов.
  • Это основополагающие документы: глоссарий, термины определения целей и задач применения, темы сценария применения.
  • Второй уровень — управляющие документы, которые описывают основные этапы жизненного цикла и управление информацией на этих этапах с использованием цифровой информационной модели (ЦИМ).
  • Ну и третий уровень документов — это требования, инструкции, методики, которые описывают непосредственно те или иные процессы, как работать с данными, какие атрибуты необходимо применять. На данный момент у нас выпущены три документа, первый из которых — это приказ Москомэкспертизы, требования к цифровым информационным моделям для прохождения экспертизы.
Этот документ будет очень полезен московским застройщикам, которые со следующего года переходят на информационное моделирование, и именно этими требованиями регулируется порядок прохождения экспертизы. Требования сейчас подготовлены лишь для некоторых типов объектов, это — административные объекты, жилые объекты — многоквартирные дома, а также это объекты образования и здравоохранения.
Вторая методика, которая подготовлена Департаментом строительства, это методика формирования требований к цифровой информационной модели объекта капитального строительства. Фактически этот документ позволяет сформировать техническое задание на информационную модель, ну или если проще — задание на проектирование. Причем он включает основные цели, можно сказать, обязательный минимум и дополнительные цели. Минимальные цели — это те обязательные цели на этапе проектирования, которые должен заложить каждый застройщик. Хочу отметить, что эта методика применяется сейчас в Москве активно для проектирования и строительства объектов именно городского заказа, но этот документ также может быть полезен и коммерческим застройщикам, как ориентир, на что следует опираться при подготовке требований к цифровой информационной модели. Минимальные параметры определяют перечень атрибутов, правила их заполнения, требования координации для этапов проектирования для определенных выбранных целей, таких как подготовка отдельных разделов проектной документации с ЦИМ и прочее.
Есть дополнительные цели, которые направлены уже на этап строительства, эксплуатации и сноса, которые застройщик может самостоятельно определить для того, чтобы в дальнейшем заложить это в свою цифровую информационную модель.
Также хотел бы сказать о методике, которая сейчас находится в высокой стадии проработки, и мы планируем ее утвердить уже до конца 2023 года. Это методика применения ЦИМ на этапе строительства объектов капитального строительства. Она была апробирована на объекте, о котором я уже сказал — многоквартирный дом по адресу: Судостроительная, 15. Это реальный жилой объект, который был спроектирован с применением ТИМ. И дальше на этапе стройки мы взяли определенные сценарии, определенные процессы, на которых как раз и апробировали применение цифровых решений. У нас это включало и календарное планирование, и формирование сметной стоимости, и контроль и мониторинг за ходом строительства. Соответственно, в методических рекомендациях учтены все инструкции, все атрибуты, модели, необходимые для реализации этих целей и задач с подробным описанием и инструментами, чтобы было понятно, как это применять.
Сегодня нами ведется активная работа по разработке дополнительных методик. На данный момент в разработке около восьми документов, один из которых — это формирование требований к линейным объектам. Первая методика была по площадным объектам, сейчас уже формируем требования к линейным: наружным инженерным сетям, дорогам и метро. Также активно идет работа по управлению ЦИМ на этапе эксплуатации.

Обучение и регулирование

И, наконец, последнее наше важнейшее направление деятельности — консультационно-образовательная поддержка участников строительства. Началось все с марта 2023 года, когда в Москве было принято Постановление Правительства № 399 «О случаях и порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета…», определяющее, что с 1 июля 2023 года исполнительная документация по всем бюджетным объектам должна вестись исключительно в электронном виде. Москва стала первой в этом начинании, и сейчас этот тренд уже подхватили многие регионы страны — на данный момент уже более 50 субъектов России приняли аналогичные нормативно-правовые акты и со следующего года тоже планируют перейти к введению исполнительной документации в электронном виде.
Чтобы запустить эти процессы, нам необходимо было обучить всех госзаказчиков, обучить их подрядчиков, подготовить всех к этому переходу, обеспечить их электронными подписями, инструкциями и всей методической документацией. Для этого мы проводили обучающие семинары совместно с Центром компетенции Департамента строительства города Москвы. И с мая 2023 года нами было проведено восемь волн обучения, в результате обучено более 500 сотрудников, что позволило нам обеспечить ведение исполнительной документации в электронном виде по 850 объектам. Сейчас мы активно делимся этим опытом с регионами.
На исполнительной документации мы не останавливаемся, сейчас готовим свою образовательную онлайн-платформу, которая также будет интегрирована в нашу экосистему СтроимПросто. Сначала она будет доступна только госзаказчикам — примерно в первом квартале следующего года. Но постепенно мы будем открывать ее и для коммерческих застройщиков, чтобы они также смогли ознакомиться с нашими методическими материалами и программами обучения.
Сейчас готовим новую программу обучения — как в электронном виде вести процессы строительного контроля и подготовки и согласования проектной рабочей документации. Мы провели уже несколько пилотов в этом году и в 2024 планируем полноценно запустить ее для объектов городского бюджета. Ну а после того, как апробируем это на горбюджете, будем готовы предоставить программу и коммерческим застройщикам, поделиться с ними своим опытом.
В конце хочется еще добавить, что недавно в стройкомплексе Москвы произошли организационные изменения. Часть функций Москомстройинвеста, который ранее занимался взаимодействием с застройщиками, были делегированы Департаменту градостроительной политики, а значит этот фронт работ мы тоже взяли на себя. Мы взаимодействуем с Клубом инвесторов, с Ассоциацией инвесторов, работаем с застройщиками в части нормативной документации — то есть принимаем все их предложения, рассматриваем, консультируемся. И соответственно, вносим изменения по предложениям застройщиков в нормативную документацию. Хочу отметить, что новые полномочия в том числе позволят нам активнее работать с застройщиками и в плане внедрения ТИМ.

https://stroimprosto-msk.ru/publications/stolichnyj-strojkompleks-v-avangarde-tim/
Made on
Tilda